Музей-тюрьма Улуджанлар

Музей-тюрьма Улуджанлар расположен в районе Алтындаг и является одним из интереснейших памятников новейшей истории Турции. Музей Улуджанлар – это бывшая тюрьма, поэтому кажется, что стены этого места до сих пор не забыли страданий узников совести, лишённых свободы за свои политические мнения и взгляды – известных писателей, журналистов, политиков.

Тюрьма Улуджанлар была построена в 1925 г. по личному распоряжению президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Это была первая в республике государственная тюрьма. Она проработала чуть более восьмидесяти лет, в 2006 г. заключённых перевезли в Синкан. Открывшийся в 2011 г. музей хранит аутентичные вещи заключённых и восстановленные сцены их быта.

Посетителям показывают не только камеры, но и прогулочные дворики, комнаты для свиданий и другие режимные помещения бывшей тюрьмы. Можно увидеть тесные карцеры, а также одиночные и многоместные камеры. К железным двухярусным кроватям прикреплены таблички с фотографиями известных узников Улуджанлар и историями их жизни, на многих спальных местах разложены подлинные вещи, оставшиеся от знаменитых постояльцев.

В их числе турецкий поэт и коммунист Назым Хикмет (он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве) и его «подельник» учёный Кемаль Тахир, а также премьер-министр Турции Бюлент Эджевит. Десять лет (1994-2004 гг.) провела в Улуджанлар и курдский политик Лейла Зана, которая была осуждена за прочтение текста присяги депутата парламента Турции на курдском языке. В 1995 г. Европарламент присудил Лейле Зане премию имени Андрея Сахарова, получить которую она смогла лишь после своего освобождения. Среди заключённых Улуджанлар был турецкий кинорежиссёр Йылмаз Гюней, отбывавший срок по ложному обвинению в убийстве прокурора. Большинство его сценариев были написаны в тюрьме, а в фильм «Стена» вошли воспоминания автора о годах, проведённых в заключении. В 1989 г. кино снимали прямо в Улуджанлар – фильм Туны Басарана «Не позволяйте им стрелять в бумажного змея». В том же году фильм должен был войти в программу «Оскара», но в итоге не был допущен по политическим мотивам.

Создатели музея постарались сделать его интерактивным. В камерах воссозданы сцены из жизни узников, для которых были изготовлены более двадцати восковых фигур, изображающих как осуждённых, так и надсмотрщиков. Для максимального погружения предусмотрены и более суровые интерактивы – на каждого желающего могут надеть наручники и провести в один из сохранённых нетронутыми карцеров.

Особенно смелых посетителей могут даже оставить в тёмном и сыром каземате на несколько часов. При этом предусмотрены весьма реалистичные спецэффекты – скрип железных дверей, лязг цепей, звуки засовов, стоны осуждённых и их крики о собственной невиновности. Всё это позволяет самостоятельно выбрать – будет ли визит в музей-тюрьму простой экскурсией или настоящим аттракционом не для слабонервных.

Сохранилась даже виселица, на которой был казнен премьер-министр Аднан Мендерес.  – её тоже показывают посетителям. Всего за годы работы тюрьмы Улуджанлар было казнено семнадцать человек. Их памяти в экспозиции музея уделено особое внимание.