Анкарский метрополитен

Анкарский метрополитен – это система городского общественного транспорта в столице Турции. Годовой пассажиропоток – 104,1 миллионов чел. (2014 г.), суточный – 500 тыс. чел.

Подземка Анкары состоит из линии легкорельсового транспорта «Анкарай» (Ankaray) и линий М1, или «Метро Батыкент» (Batıkent Metrosu), и М4, или «Метро Кечиорен» (Keçiören Metrosu). Общая протяженность путей – 64,36 км, действует 56 станций. Продолжается строительство участков АШТИ-Сёгютозю линии «Анкарай» (780 м), Кызылай-Культурный центр Ататюрка (3300 м) на линии М4. Новая линия М5 протяженностью 25 км Куюбаши-международный аэропорт Эсенбога (Kuyubaşı-Esenboğa Havalimanı) находится в стадии планирования.

Все станции метро открыты для входа ежедневно с 6 утра до 1 часа ночи. Стоимость одной поездки – 4 тур. лиры.

Первой веткой метро была линия «Анкарай», открытая 20 августа 1996 г. и построенная консорциумом «Сименс» в 1992-1996 гг. «Анкарай» имеет протяженность 8530 м (из них 6680 м проходит через туннели). Состоит 11 станций, соединяя автовокзал «АШТИ» (Анкарский междугородний терминал) и станцию Дикимэви (Dikimevi).

29 декабря 1997 г. открылась линия М1, соединившая центр и западные районы города (Батыкент). 12 февраля 2014 г. введена в эксплуатацию линия М2 Кызылай-Кору. 13 марта 2014 г. открылась линия М3 Батыкент-Тёрекент, ставшая продолжением М1. 5 января 2017 г. открылась линия М4 «Культурный центр Ататюрка-Газино». В феврале 2019 г. три ветки были объединены в одну длинную линию М1, между станциями Тёрекент и Кору.

Подвижной состав Анкарского метрополитена. На всех линиях столичного метро применяется рельсовая колея шириной 1435 мм.

На линиях М1 и М4 эксплуатируется 108 вагонов «Hawker H6» (18 составов по 6 вагонов), изготовленных канадской компанией «Бомбардье» в начале 1990 гг. Они представляют собой модификацию электропоездов «H6», курсирующих в подземке Торонто. Кузова вагонов сделаны из клепанной нержавеющей стали и имеют серый цвет. По бортам вагонов расположены четыре двустворчатые автоматические двери для входа и выхода пассажиров. Поезда укомплектованы креслами из жесткой пластмассы, установленными вдоль стенок салонов. С внешней стороны окна имеют оранжевую окантовку. Поезда сформированы из трехвагонных секций. Первый и третий вагоны являются моторными вагонами, у среднего вагона нет отдельного двигателя. В 2012 г. китайская компания «CRRC» (г.Чжучжоу) выиграла тендер на производство в сотрудничестве с турецким холдингом «MNG» в промышленной зоне «Синджан» 324 вагонов (108 составов), которые были поставлены и введены в эксплуатацию в течение 2014-2018 гг.

На ветке «Анкарай» курсируют электропоезда, произведенные итальянской компанией «Ansaldo Breda» в сотрудничестве с «Сименс». В трехвагонных электросекциях один вагон моторный, остальные два – прицепные. Линию «Анкарай» обслуживает 11 составов электропоездов (всего 33 вагона). Вагоны имеют длину 29 м, 60 сидячих мест и могут перевозить до 308 пассажиров. Длина электросекции 90 м, вместимость – до 925 пассажиров. Кузова вагонов выполнены в белом цвете, окна салонов – с оранжевой окантовкой. Поезда оборудованы регенеративной тормозной системой и способны разгоняться до 80 км/ч. Их средняя эксплуатационная скорость составляет 38 км/ч. Объем пассажиропотока на линии «Анкарай» – 27 тысяч чел. в час в одном направлении.