Аэропорт Эсенбога

Международный аэропорт Эсенбога (тур. Esenboğa Uluslararası Havalimanı, код ИКАО – ESB) – главная воздушная гавань Анкары, один из крупнейших в Турции по объему пассажиропотока (15 млн. чел. в год). Расположен в 28 км к северу-востоку от Анкары в долине Чубук.

Построен в 1955 г. по заказу министерства благоустройства Турции американскими компаниями «Westinghouse» и «IG White». Первоначально взлетно-посадочная полоса 03R-21L имела размеры 2752 м в длину и 60 м в ширину. Используемый и по сей день большой ангар для самолетов был завершен в 1954 г. Строительство технического блока, башни и здания терминала, уже обслуживавшего пассажиров, было окончено в 1958 г. В 1960-70-е гг. в аэропорту Эсенбога были проведены работы по его технической модернизации. В 1960 г. открыта станция VOR (всенаправленный азимутальный радиомаяк) Аккёпрю. В 1966 г. введено в эксплуатацию здание станции VOR Чубук. Аэропорт продолжил разрастаться в результате открытия ремонтных цехов, административных зданий, складов и новых ангаров для самолетов. Какой-то период времени в аэропорту Эсенбога действовала школа, где готовили авиадиспетчеров. В связи с увеличением пассажиропотока в 1984 г. было построено второе здание внутренних авиалиний. В 1985 г. сооружена еще одна взлетно-посадочная полоса 03L-21R размером 3752 м на 45 м. В 1982 г. было построено здание приемов иностранных государственных делегаций.

В 1990-е гг. работы по модернизации аэропорта были продолжены. В 1994 г. открыт терминал для международных чартерных рейсов. Достроены технический блок и башня, здание пожарной охраны, система очистки сточных вод.

В конце 1990-х стало понятно, что даже модернизированная инфраструктура аэропорта не справляется с возросшим пассажиропотоком. Было принято решение о капитальной реконструкции аэропорта. В 1998 г. состоялся конкурс на лучший архитектурный проект. Из 60 заявок победителем был объявлен проект турецкого архитектурного бюро «Эсса Груп/Essa Group» (названо по первым четырем буквам его совладельцев – Эрджан Чобан, Сулейман Байрак, Сузан Эсирген и Ахмет Йертутан). Архитектор Эрджан Чобан говорил о проекте так: «Мы хотели создать немного комфорта для пассажиров. Поэтому в нашем проекте мы максимально задействовали дневной свет. Постарались сделать эти запутанные операции максимально простыми для понимания. Не ломая голову, входишь в здание, напротив находятся стойки регистрации, поднимаешься по лестнице и доходишь до выходов на посадку. Максимально спокойно и просто».

К реализации проекта приступили только в 2000-е гг. 23 января 2004 г. был проведен тендер на строительство нового терминала аэропорта. Исполнителем заказа был назначен холдинг «TAV Airports», получивший по схеме строй-эксплуатируй-передавай право на эксплуатацию до 2023 г.

13 октября 2006 г. в эксплуатацию был введен новый большой терминал (с автопарковочным комплексом и административными сооружениями) площадью 182 тыс. кв. м для обслуживания внутренних и международных авиарейсов. Старый терминал А был снесен, на его месте был построен ангар «THY Teknik» площадью 7 тыс. кв. м. Старый терминал В был переоборудован под склад «PTT» для почтово-грузовых перевозок.

После обновления аэропорт был сертифицирован по стандарту ИКАО CAT III, позволяющий совершать взлетно-посадочные операции в сложных метеоусловиях.

В современном аэропорту Эсенбога  имеются 130 стоек регистрации, 18 телетрапов, 18 кабин паспортного контроля, 9 лент выдачи багажа, 4 зала категории CIP и один – категории VIP, пункты обмена валют, банкоматы, кафе и рестораны, магазины беспошлинной торговли, сувенирные лавки, офисы аренды автомобилей, камера хранения, медпункт, конференц-зал, молельные комнаты. На всей территории основного терминала предоставляется бесплатный доступ к беспроводному интернету.